Считается, что изобретателем двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является выдающийся голландский математик Х. Гюйгенс. Однако предложенный им двигатель построен не был. В 1866 г. германские ученые Ланген и Н. Отто создали более эффективный газовый двигатель. А в 1891 г. германский инженер Р. Дизель построил двигателя внутреннего сгорания с воспламенением смеси от сжатия. Идея и принцип работы двигателя Рудольфа Дизеля излагалась следующим образом:

Рабочий процесс в двигателе внутреннего сгорания, отличающийся тем, что поршень в цилиндре настолько сильно сжимает воздух или смесь какого-нибудь другого индифферентного газа (пара) с воздухом, что возникающая при этом температура сжатия значительно превышает температуру воспламенения топлива; при этом сгорание постепенно вводимого после мертвой точки топлива совершается так, что в цилиндре двигателя не происходит существенного повышения давления и температуры.

При осуществлении рабочего процесса, описанного выше, к рабочему цилиндру присоединяется многоступенчатый компрессор с ресивером. Равным образом возможно соединение нескольких рабочих цилиндров между собой или же с цилиндрами для предварительного сжатия и последующего расширения.

Через год после получения патента теоретическая часть работы Дизеля была изложена им в брошюре «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить паровую машину и другие существующие в настоящее время двигатели». В таком двигателе, считал Дизель, повышение температуры расширяющейся газовой смеси должно производиться не только в результате сгорания топлива, но и до начала этого процесса — путем предварительного сжатия чистого воздуха в цилиндре. Работать «рациональный двигатель», как и газовые двигатели Отто, должен был 1 по четырехтактному циклу. Однако последние всасывали не чистый воздух, а рабочую смесь, состоящую из воздуха и газообразного горючего, что не позволяло из-за возможности преждевременного воспламенения смеси достигать высоких степеней сжатия. Чистый воздух, всасываемый по циклу Дизеля, можно было доводить до каких угодно технически осуществимых степеней сжатия. Если в двигателях Отто смесь зажигалась электрической искрой, то в двигателе Дизеля раскаленный воздух сам воспламенял поступающее горючее. Наконец, Дизель планировал осуществить постепенное сжигание топлива по мере его поступления без существенного повышения температуры в цилиндре на этапе рабочего хода, в то время как в двигателе Отто смесь сгорала быстро, почти взрывообразно. Таким образом, Дизель надеялся вплотную приблизиться к реализации термодинамического цикла Карно.

Столетняя история развития ДВС в совокупности с последними достижениями в области электроники и вычислительной техники способствовала созданию современных электростанций с двигателями внутреннего сгорания.

В настоящее время компактные передвижные электростанции становятся предметом повседневного использования. Домашние электростанции, работающие на бензине и дизельном топливе, позволяют подавать электроэнергию в дом автономно, без централизованной электросети, поэтому их всё чаще используют в коттеджах и на дачах. Автономные электрогенераторы не занимают много места, при этом в некоторых моделях предусмотрена система автоматического запуска с переключением потребителя на электростанцию (автозапуск). В этом случае приблизительно через 20-50 секунд после обесточивания электросети все включенные бытовые электроприборы могут быть вновь «оживлены» домашней электростанцией, а при восстановлении централизованного электропитания она автоматически отключится с перерывом подачи напряжения в сеть всего на 2-5 сек.

 

 

Составные части дизельного / бензинового электроагрегата

Домашняя электростанция состоит из двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного), приводящего в действие генератор, который вырабатывает электроэнергию напряжение 220 или 380 В частотой 50 Гц . Чаще используются генераторы синхронного типа, хотя они могут быть и асинхронными. В отдельных моделях электрогенераторов предусмотрено трёхфазное напряжение 380 или 400 В, а также постоянное напряжение 12 В для подзарядки аккумуляторной батареи автомобиля. Электростанции с карбюраторным двигателем работают на бензине (обычно, марки АИ-92), а с дизельным двигателем — на дизельном топливе. Самый простой из используемых двигателей — одноцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением, а самый сложный — дизельный двенадцатицилиндровый четырёхтактный с водяным охлаждением.

Электростанции различаются значениями рабочих параметров: мощности, ресурса, экономичности и рядом других.

  • Мощность их может быть от 0,35 кВт до 500 кВт и более, но при домашнем применении она обычно не превышает 5-20 кВт. Нужно заметить, что бензиновые электрогенераторы имеют мощность от 0,35 до 11 кВт, в то время как дизельные электростанции — от 2,5 кВт и выше.
  • Другой немаловажный параметр — ресурс гарантируемой безотказной работы до первого капитального ремонта электростанции, измеряемый в моточасах. По нему электростанции можно условно разделить на три группы — сезонные (с ресурсом от 500 до 1000 моточасов), робусты — только для питания бытовых электроприборов и электроинструмента (с ресурсом от 1500 до 2500 моточасов) и долговременного пользования (с ресурсом 3000 моточасов и более). Стоимость электростанции, как бензиновой, так и дизельной, растет пропорционально её ресурсу.
  • Третий рабочий параметр — расход топлива, выражаемый в литрах расходуемого топлива за один час непрерывной работы двигателя или сокращённо — л/час. Имея эти данные, можно подсчитать экономичность электростанции, которую оценивают стоимостью одного часа её работы в рублях.